«Административная ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений»
КоАП РФ предусмотрены два состава административных правонарушений в сфере противодействия коррупции.
В соответствии со ст. 19.28 КоАП РФ юридическое лицо подлежит ответственности в случае незаконной передачи, предложения или обещания от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
За указанное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
В силу п. 5 примечания к ст. 19.28 КоАП РФ юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Для освобождения юридического лица от ответственности должна быть установлена именно совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением, а не каких-либо отдельных действий. Положениями ст. 19.29 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушения требований законодательства при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования к форме уведомления установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации». Неисполнение работодателем указанной обязанности является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрено ст.19.29 КоАП РФ. Санкцией статьи предусмотрена ответственность в виде штрафа для должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Срок давности привлечения к административной ответственности за указанные правонарушения составляет 6 лет.
Прокурор района Д.Н. Пастухов
«Об ответственности номинальных владельцев банковских счетов, используемых при дистанционном хищении денежных средств граждан»
В 2023 году дистанционным способом совершено более трети всех преступлений, большая часть из которых связана с посягательством на денежные средства граждан. До 1,7 млрд руб. возрос ущерб от «дистанционных» хищений, лишь более 1% от похищенной суммы возвращены владельцам.
Для вывода и обналичивания похищенных денежных средств мошенники используют банковские инструменты, в том числе счета (карты, логины, пароли), открытые на других лиц, а «продажа» банковских карт и их приобретение становится прибыльным «бизнесом».
Использование разных форм электронных платежей позволяет мошенникам в течение непродолжительного времени фактически завладеть похищенными денежными средствами, поэтому выявление и пресечение фактов неправомерного оборота электронных средств платежа и электронных носителей информации является эффективным средством противодействия IT-хищениям.
Статьей 187 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 186 настоящего Кодекса), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств.
В 2023 году на территории края зарегистрировано 121 преступление, предусмотренное ст. 187 УК РФ, что в три раза больше, чем в прошлом году (42).
В регионе сформирована судебная практика привлечения к уголовной ответственности номинальных руководителей юридических лиц за неправомерный оборот средств платежей, используемых в незаконной финансовой деятельности.
Однако судебно-следственная практика привлечения к ответственности номинальных владельцев банковских счетов физических лиц за сбыт электронных средств и электронных носителей информации, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств (при установлении таких фактов в ходе расследования уголовных дел о «дистанционных» мошенничествах), находится в стадии формирования.
В соответствии п. 19 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе», система дистанционного банковского обслуживания, средства доступа к ней (персональные логин и пароль), пластиковая карта являются электронными средствами платежа, представляющими собой средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Таким образом, банковская карта, как электронное средство платежа, является предметом ст. 187 УК РФ.
Правомерность же получения электронных средств и электронных носителей информации в организациях, осуществляющих банковскую деятельность, на наличие состава преступления не влияет при условии доказанности умысла на совершение этих действий и осознания лицом предназначения электронных средств, электронных носителей информации как платежных (прием, выдача, перевод денежных средств), а также возможности их использования в неправомерном качестве, что подтверждается осведомленностью обвиняемого о недопустимости передачи третьим лицам персональных данных, электронных средств, электронных носителей информации и одноразовых паролей в соответствии с правилами банка.
К примеру, на основании полученной информации из ПАО «ВТБ» возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 187 УК РФ в связи со сбытом Т. банковской пластиковой карты и средств доступа к системе дистанционного обслуживания (логин, пароль) с целью осуществления неправомерных денежных переводов третьими лицами. Впоследствии указанный банковский счет на имя Т. использован третьими лицами для совершения хищения денежных средств жительницы Краснодарского края по схеме «инвестиционные вложения».
В ходе расследования установлено, что по просьбе Б. за денежное вознаграждение в сумме 1700 руб. Т. заключила с ПАО «ВТБ» договор комплексного обслуживания, в соответствии с которым на ее имя открыт банковский счет, а также представлен доступ к системе дистанционного банковского обслуживания «ВТБ-онлайн». Понимая, что ее действия нарушают правила предоставления услуг и причиняют вред интересам национальной платежной системы, Т. передала (сбыла) Б. банковскую пластиковую карту, средства доступа к системе дистанционного обслуживания (логин, пароль), а также сим-карту с абонентским номером с целью осуществления неправомерных денежных переводов третьими лицами.
Прокурор района Д.Н. Пастухов
«Особенности проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2024 году»
В текущем году сохраняется действие моратория на проведение контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ), введенного постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – постановление № 336).
Организация большинства контрольных (надзорных) мероприятий допускается лишь после согласования их проведения с органами прокуратуры. Наиболее часто проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия по следующим основаниям:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
в связи с истечением срока исполнения предписаний.
В настоящее время развитие риск-ориентированного подхода в части применения индикаторов риска направлено на расширение сфер его применения, в этой связи количество заявлений органов контроля (надзора) о проведении внеплановых КНМ на основании индикаторов риска значительно увеличилось по сравнению с 2023 годом.
Индикаторы риска указывают на соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, что само по себе не является нарушением, но с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии таких нарушений и риска причинения вреда. Перечни индикаторов риска утверждаются федеральным органом исполнительной власти для вида федерального контроля, для вида регионального контроля - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для вида муниципального контроля - представительным органом муниципального образования. С данными перечнями заинтересованные лица вправе ознакомиться на сайтах органов контроля, в ФГИС «Единый реестр видов контроля», а также в справочных правовых системах (КонсультантПлюс, ГАРАНТ).
Допускается проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без согласования с органами прокуратуры по основаниям, императивно закрепленным в постановлении № 336.
Такие проверки проводятся органами контроля (надзора), к примеру:
во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации;
при наступлении события, указанного в программе проверок по ряду видов контроля;
в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
С извещением органов прокуратуры допускается проведение внеплановых проверок в отношении некоммерческих организаций, а также религиозных организаций территориальными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации.
Постановление № 336 постепенно претерпевает изменения посредством установления особенностей осуществления отдельных видов контроля (надзора).
Приложениями № 1 и № 2 к постановлению № 336 установлены особенности оценки соблюдения обязательных требований к розничной реализации табачной и никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции, а также оценки соблюдения обязательных требований к розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В случае если в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в ходе выездного обследования выявлены нарушения обязательных требований в части розничной реализации табачной или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции лицом, не зарегистрированным в информационной системе мониторинга, то допускается незамедлительное проведение контрольной закупки или мониторинговой закупки.
В случае если при проведении в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции выездного обследования выявлены признаки нарушения ряда обязательных требований, предусмотренных Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», при условии, что в отношении лица за предшествующие 6 календарных месяцев выявлялись аналогичные нарушения обязательных требований, допускается незамедлительное проведение контрольной закупки или мониторинговой закупки, в рамках которой проведение экспертизы, испытания не является обязательным.
В указанных случаях принятие решений о проведении контрольной закупки или мониторинговой закупки, а также согласование и уведомление органов прокуратуры не требуются.
Кроме того, правом на проведение незамедлительной контрольной закупки при выявлении признаков нарушений обязательных требований в рамках выездного обследования наделены налоговые органы в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Органами прокуратуры посредством мониторинга ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» дается оценка законности проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в целях обеспечения выполнения поставленных руководством страны задач снижения нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности и формирования благоприятного инвестиционного климата.
Прокурор района Д.Н. Пастухов
«Установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с сотрудником, в одиночку воспитывающим ребенка в возрасте до 16 лет»
Федеральным законом от 14.02.2024 № 12-ФЗ внесены изменения в ст.261 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), в соответствии с которыми установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с сотрудником, в одиночку воспитывающим ребенка в возрасте до 16 лет.
Ранее такие гарантии были предусмотрены для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, и других лиц, воспитывающих таких детей без матери.
В настоящее время расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или ребенка в возрасте до шестнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.
Прокурор района Д.Н. Пастухов
Ценообразование на твердое топливо (уголь, дрова)
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» государственное регулирование цен (тарифов) на твердое топливо, реализуемое населению, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории края таким органом является Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее – Управление по ценам).
Решениями Управления по ценам для каждого района и города края установлены предельные цены на твердое топливо (за 1 тонну угля, за 1 куб. м дров), выше которой его продажа запрещена. Указанные акты доступны на официальном сайте Управления по ценам (https://tarif.alregn.ru/resheniya_upravleniya/) во вкладке «Тарифы».
При этом, размер платы за выполнение работ по расколу дров, доставке твердого топлива определяется продавцом (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) и покупателем (гражданин) и не является регулируемым государством.
Итоговая (коммерческая) цена за твердое топливо складывается из регулируемой цены на продукцию и нерегулируемых цен на раскол и доставку дров потребителям с учетом объема приобретаемого топлива.
За реализацию населению твердого топлива за цену свыше предельно установленной Управлением по ценам продавец может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ.
За защитой нарушенных прав при реализации твердого топлива граждане могут обратиться в органы прокуратуры края.
Прокурор района Д.Н. Пастухов